tv1.kz

    Сказка - ложь

    • Не нравится
    • 0
    • Нравится

    Сейчас (впрочем, как и раньше) много говорится о плохом воспитании, о том ,что современные примеры для подражания отнюдь не блещут моральными качествами. Игнорируя поднадоевшие вздохи «а вот в наше время», решил совсем бегло пробежаться по классике, по старым сказкам, по детскому фольклору. 

    Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. 

    Вот и посмотрим, какие уроки могли извлечь добры молодцы из старых сказок. 

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 

    Три девицы под окном 
    Пряли поздно вечерком. 
    «Кабы я была царица, — 
    Говорит одна девица, — 
    То на весь крещеный мир 
    Приготовила б я пир». 
    «Кабы я была царица, — 
    Говорит ее сестрица, — 
    То на весь бы мир одна 
    Наткала я полотна». 
    «Кабы я была царица, — 
    Третья молвила сестрица, — 
    Я б для батюшки-царя 
    Родила богатыря». 

    Только вымолвить успела, 
    Дверь тихонько заскрыпела, 
    И в светлицу входит царь, 
    Стороны той государь. 
    Во всё время разговора 
    Он стоял позадь забора; 
    Речь последней по всему 
    Полюбилася ему. 

    Ну что можно сказать… Даже если ты и царь, то подслушивать чужие разговоры все-таки полезно. А как же иначе узнать, что делается в государстве, о чем говорят у тебя за спиной? Конечно, и тайная полиция и сыск тоже нужны, но и самому взяться за грязную работенку порой не грех. 
    Иван-царевич и серый волк 

    «Серый волк и говорит: 
    - Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай! 
    Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем - на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: "Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять!" И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону». 

    Далее уже по накатанной, царь Афон отправляет Иван-царевича за конем к царю Кусману. Незадачливый царский сын и здесь лажанулся. Кусман отправляет его за Еленой Прекрасной. Т.е. никого не волнует, что царский сын стал на путь откровенного воровства. Это норма для царей. А почему бы не воспользоваться этим и для себя, - думают они и отправляют Ивана-царевича воровать дальше. 
    По щучьему веленью 

    «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. 
    Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: 
    — Сходи, Емеля, за водой. 
    А он им с печки: 
    — Неохота... 
    — Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. 
    — Ну ладно». 

    Образ везучего лодыря вообще популярен в сказках. Очевидно, те, кто рассказывали сказки, и сами полеживали на печи, пока за них кто-то горбатился в поле. 

    А.С.Пушкин «Сказке о Попе и о его работнике Балде» 

    Начинается так: 

    Поп ему в ответ: "Нужен мне работник: 
    Повар, конюх и плотник. 
    А где найти мне такого 
    Служителя не слишком дорогого?” 
    Балда говорит: "Буду служить тебе славно, 
    Усердно и очень исправно, 
    В год за три щелка тебе по лбу. 

    И страшная кара ожидает непредусмотрительного и алчного попа к концу сказки: 

    Бедный поп 
    Подставил лоб: 
    С первого щелка 
    Прыгнул поп до потолка; 
    Со второго щелка 
    Лишился поп языка; 
    А с третьего щелка 
    Вышибло ум у старика. 
    А Балда приговаривал с укоризной: 
    "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. 

    Перечитайте внимательно, что случилось с несчастным стариком. Не жестоко? А ведь Балда, как видно, все продумал заранее. 

    Порой незатейливая простота дурных поступков в сказке поражает: 

    Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу — пускай пропадает. 

    Действительно, чего нянчиться с домашним животным. Не нужен, надо избавиться! 

    Колобок 

    Тут вовсе безрадостное повествование. Рождается это персонаж, дабы быть принесенным в жертву – быть съеденным. Пытаясь избежать незавидной участи (он же живой! Он мыслит, чувствует, переживает, радуется жизни. Но кого это волнует?), колобок сбегает от бабушки с дедушкой. Но, как гласит народная мудрость, от судьбы не убежишь. Быть колобку съеденным, как ни выкручивайся, как ни убегай, судьба все равно настигнет. 

    Перейдем к басням. 

    Помните Крылова «Стрекоза и муравей»? А ведь вразрез шла мораль этой басни с другими общечеловеческими ценностями. Эдакий недобитый куркуль муравей обрекает легкомысленную стрекозу на гибель от холода, да еще и усмехается над ней («так поди же, попляши»). Никакого человеколюбия стрекозолюбия. Бесчеловечнее надо быть, и не прощать никого за ошибки. Даже за маленькие. 

    А скороговорки: 

    Карл у Клары украл кораллы, 
    А Клара у Карла украла кларнет. 

    Действительно, чудные примеры для подражания внедряются в детскую психику. 

    Целый пласт детского творчества – это дразнилки. Очевидно для того, чтобы ребенок больше уважал окружающих и был терпимее к другим детям: 

    Петька - дурак, Курит табак, Спички ворует, Дома не ночует, Спит под забором, Зовут его вором. 

    Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой! 

    Вовка -- морковка, соленый огурец, на полу валяется и никто его не ест! 

    Жирный, жирный, Поезд пассажирный! 

    Весело, правда? 

    А взрослые дяди усердно в этом помогают: 
    Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек… (дразнилка для толстых). 

    Вы маленький ребенок с широко распахнутыми глазами, жадно впитываете окружающий мир. И как в сеансе гипноза Вам преподносят трансовое жуткое заклинание, наверно для того, чтобы Вы крепче спали и ничего не боялись в жизни: 

    Баю-баюшки-баю, 
    Не ложися на краю. 
    Придет серенький волчок, 
    Он ухватит за бочок. 

    Вот и впитывает ребенок правду о жизни, вот и ложатся первые кирпичики в фундамент его дальнейшего поведения. Мы хотим, чтобы дети росли честными, сильными, умными. Только прорывается горькая правда о нашей жизни, о наших пороках. Даже в сказках.скачать dle 10.5фильмы бесплатно


    Похожие новости
  • Не я
  • Читаю поэтов...
  • Пушкиниада
  • Телевизор

  • Добавить комментарий
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.

Магический шар


Развлечения
09 март Почувствуй себя экспертом в мире искусства   musaget

28 февраль Школьный тест 1926 года   musaget

09 апрель Раскройте свое "я"   musaget

Топ произведений
23 март Беловежская пуща   musaget

04 август Пародии Musaget   musaget

05 август Тарелка   musaget

05 август Самая новогодняя песня   musaget


Последние комментарии

    Нет комментариев